Р У С С К А Я   П Р А В О С Л А В Н А Я   Ц Е Р К О В Ь   (М О С К О В С К И Й   П А Т Р И А Р Х А Т) 
М О С К О В С К А Я   Е П А Р Х И Я
В И К А Р И А Т С Т В О   Н О В Ы Х   Т Е Р Р И Т О Р И Й   Г. М О С К В Ы
И Л Ь И Н С К О Е   Б Л А Г О Ч И Н И Е


       


    

        


Форма входа

Главная » 2012 » Январь » 7 » День Крещения Руси
7:05 PM
День Крещения Руси

Весной 2010 года правительство России выступило с инициативой законопроекта, устанавливающего новую памятную дату - День крещения Руси. Соответствующий закон, вносящий изменения в календарь памятных дат, был принят Государственной думой 21 мая и одобрен Советом Федерации 26 мая 2010 года и 1 июня подписан президентом России Дмитрием Медведевым. Отмечаемый отныне День крещения Руси по церковному календарю совпадает с Днем памяти равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси (28/15 июля). Принятие киевским князем Владимиром христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства.

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

Владимир княжил в Киеве с 982 по 1015 год. Бабушка его, княгиня Ольга, стала христианкой, но отец, храбрый и воинственный князь Святослав, не захотел принять новой веры. Язычником вырос и Владимир. Править он начал с 17 лет.

Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси.

Первые шесть лет своего княжества он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую Землю и называться русскими.

Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами, и таким образом распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески старался упрочить на Руси язычество - многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы.

Он любил военные походы, горячие бои, веселые пиры со своей дружиной, у него было много жен, которых он часто забирал силой. По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц. Строго соблюдал он свои языческие законы и приносил щедрые дары богам.

Шли годы, и Владимир стал все чаще задумываться о жизни, о смерти, о вере. Языческая вера больше не удовлетворяла его.

В 983 году, после удачного похода на ятвагов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве, при храме во имя пророка Божия Илии, существовала христианская община). Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву идолам, сказав княжеским воинам: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют... Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека...". Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление.

Душа князя, взыскуя истинную веру, не находила покоя. Владимир начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств. Узнав об этом, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Владимир принял у себя болгар-мусульман, немецких католиков, иудеев из Хазарского каганата и греческого православного философа. ПОсле этого он решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление произвело на послов богослужение в константинопольском храме во имя Премудрости Божией. "И не знаем, - на небе были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты", - рассказывали послы по возвращении в Киев.

Выслушав их, Владимир решил принять христианство от православных греков, как это сделала его бабушка Ольга. Но Владимир был еще язычником по нраву и хотел завоевать новую веру силой.

От греческих императоров он потребовал, чтобы они выдали за него замуж свою сестру, а когда царевна побоялась идти замуж за дикого варвара, он объявил войну грекам и занял греческий город Корсунь. Императоры уговорили сестру выйти замуж за князя, но гордый Владимир не захотел ехать креститься в Византию, а потребовал, чтобы священники и царевна приехали к нему в Корсунь. Но тут жизнь Владимира изменилась для него совершенно неожиданно.

Летопись рассказывает, что еще до приезда царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Можно представить себе его отчаяние! Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что крещение в христианскую веру исцелит его от слепоты духовной и телесной. Владимир крестился и прозрел.

В духовном восторге он воскликнул: "Теперь я узрел Бога Истинного!" Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского (память 25 ноября), и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

После крещения Владимир вернулся на радину, в Киев, с женой и со многими священниками, которые везли с собой церковные книги, написанные по-славянски, чтобы учить киевлян христианской вере.

По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре.

Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре, обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Некоторые киевляне принимали Святое Крещение сразу, другие колебались.

Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного крещения (по некоторым сведениям 1 августа 988 года) и объявил: "Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!" Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева. Большинство киевлян явилось на то место, где приток Днепра, река Почайна, сливается с Днепром. Таинство святого Крещения было совершено над множеством киевлян священнослужителями во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом.

После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: "И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному..." Благодаря этому, храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Апостольская ревность великого князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев.

После крещения князь Владимир стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его "Красным Солнышком". Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. Владимир выписал из Византии художников, архитекторов и учителей. В Киеве был построен храм и устроена школа, где обучались мальчики, чтобы стать русскими священниками.

Блаженная кончина святого равноапостольного князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме. При великом князе Ярославе Мудром (+1054), Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены. Честная глава его покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

Боровский листок

Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0