Р У С С К А Я   П Р А В О С Л А В Н А Я   Ц Е Р К О В Ь   (М О С К О В С К И Й   П А Т Р И А Р Х А Т) 
М О С К О В С К А Я   Е П А Р Х И Я
В И К А Р И А Т С Т В О   Н О В Ы Х   Т Е Р Р И Т О Р И Й   Г. М О С К В Ы
И Л Ь И Н С К О Е   Б Л А Г О Ч И Н И Е


       


    

        


Форма входа

Главная » 2012 » Январь » 10 » Новогоднее слово
7:29 PM
Новогоднее слово

Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле(Быт.11,1,4-5,7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» - не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги(Быт.3, 5), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое.

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают(Пс.126,1-2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чём не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих(Апок.3,17). Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из неё одно жалкое имя, пустое место, разбив её на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.

Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простер руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, дрова достает за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу(Плач.2,1-2; 1,1-2,5,10-12; 4,4-5; 5,2-4). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеётся планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его(Плач.1,18).Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, - и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не осталось. Заботится о том, что преходит, - прилежати же о душе, вещи бессмертней, совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано(Ин.15,5), пока на обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим(Мф.22,37). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми мы были так богаты в мимошедшее лето, спасут Россию, а только чудо, - если мы будем достойны этого.

Будем же молить Господа, чтобы Он благословил венец наступающего лета Своею благостию, и да будет оно для России лето Господне, благоприятное(Ис.61,2).

Января 1(14) дня 1918 г.

Патриарх Тихон.

Церковные Ведомости. 1918. №1.

АКТЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА И ПОЗДНЕЙШИЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРЕЕМСТВЕ ВЫСШЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ 1917-1943. Составитель М.Е. Губонин,1994г. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0