Р У С С К А Я   П Р А В О С Л А В Н А Я   Ц Е Р К О В Ь   (М О С К О В С К И Й   П А Т Р И А Р Х А Т) 
М О С К О В С К А Я   Е П А Р Х И Я
В И К А Р И А Т С Т В О   Н О В Ы Х   Т Е Р Р И Т О Р И Й   Г. М О С К В Ы
И Л Ь И Н С К О Е   Б Л А Г О Ч И Н И Е


       


    

        


Форма входа

Главная » 2012 » Февраль » 28 » О богослужении великопостном
7:36 PM
О богослужении великопостном

Великий пост установлен со времён апостольских в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне. Продолжается пост семь недель перед Пасхой и служит приготовлением к достойной встрече этого праздника. Великим он называется по особенной строгости и продолжительности воздержания.

Дни Великого поста, преимущественно, суть дни покаяния, и всё великопостное Богослужение расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Потому всякая пышность и торжественность в Богослужении великого поста отменяются. Звон к церковным службам (кроме субботних, воскресных и праздничных дней) бывает редкий, заунывный. Священнослужители облачаются в тёмные св. одежды. Царские врата отверзаются редко. Светильники возжигаются только немногие. Пение, как выражение радостного состояния духа, слышится редко, и Богослужение состоит больше из чтения. Выбор самого чтения также применяется ко времени. Так, большая часть чтений берётся из ветхозаветного слова Божия, главным образом из Псалтири, которая преимущественно способствует возбуждению молитвенного духа, - но не слышно (кроме субботних, воскресных и праздничных дней) радостного благовествования Евангелия Христова. Полная литургия, как Богослужение торжественное, совершается только по субботним и воскресным дням, а вместо неё по средам и пятницам совершается особая, приуроченная к посту, литургия, называемая литургией Преждеосвящённых Даров. На всех церковных службах произносится с земными поклонами покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

На 1-й седмице Великого поста: в понедельник, вторник, среду и четверг, поётся Великий канон св.Андрея Критского, причём тропари канона читает священник в средине храма; перед каждым тропарём поётся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя, а перед последними двумя тропарями песни: Слава:.., И ныне:... Великий канон, как канон покаянный, настраивающий душу к покаянному молению, читается в 1-й части повечерия, а не в 3-ей, где канон, обыкновенно, составляет торжественную часть службы. В тропарях Великого канона приводится множество добрых примеров из жизни праведников для нашего подражания; но вместе с тем указываются и лица, прогневавшие Бога своими грехами, пагубного примера которых мы должны удаляться. После 6-ой песни поётся умилительный кондак, призывающий к духовному бодрствованию:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися;

воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

В среду и четверг к этому канону прибавляются тропари с припевами в честь преподобной Марии Египетской, сначала бывшей великой грешницей, а потом ставшей великой подвижницей. Стихи эти внушают нам отрадную мысль о беспредельном милосердии Божием к кающемуся грешнику. По окончании канона читаются обычные на великом повечерии шесть псалмов.

________________________________________________________________________

Из книги "Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви" (составил - свящ. К. Субботин)

Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0